1

Тема: Гравировка барельефов на дереве

Доброго времени суток! Хочу поделиться первым опытом гравировки рельефного фамильного герба размером 181*145мм глубина рельефа 9мм.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/847380674.jpg
Используемая заготовка: ель, влажность 6%, размером 250*150*15мм. Закрепил заготовку на станке таким образом что волокна дерева идут параллельно координатной оси OX.

Черновая обработка выполнялась концевой фрезой. В три прохода, по 3мм каждый. 45мин время выполнения.

После выполнения черновой обработки заготовка мало чем радовала. Все края очень сильно бахрамили. Я не придал этому большого значения, а зря.

Чистовая обработка выполнялась конической плоской фрезой с пяткой 0.1мм. В один проход.

Когда было выполнено 50 мм чистовой обработки, было видно что половина рельефа выглядела нормально а вторая половина очень сильно бахрамила. Тогда стало понятно что что то идет не так. Я остановил работу, почистил заготовку и попробовал счистить бахраму с помощь резцов по дереву. Результат не впечатлил. И стало понятно, заготовка испорчена.

2

Re: Гравировка барельефов на дереве

Фотография испорченной заготовки
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/537479163.jpg?1431142861

3

Re: Гравировка барельефов на дереве

Я посоветовался с ребятами которые давно этим занимаются. Вот что они насоветовали:
"Ель очень сильно ворсит, одна из самых сложных для обработки на ЧПУ древесин.
Получить меньше ворса (полностью избавится невозможно) можно если резать поперек волокон, а чистовую обработку проводить фрезой со сферическим кончиком, диаметром этого кончика не более 1 мм. Тонкие фрезы, фрезы с плоской пяткой, тупые фрезы - всё это резко увеличивает количество ворса.
А вообще, ель фрезеровать можно только в случае крайней необходимости, либо из любви к экспериментам"
и еще вот что сказали:
"Резать только поперек волокон. Чистовую плоской, даже конической, наверное неправильно, только сферой с маленьким шагом. Пробовал сосну (почти ель) - проклял все на свете. Сосна даже не ворсит - они щепой "ощеривается""
Завтра буду пробовать на берёзе.

4

Re: Гравировка барельефов на дереве

Пробуйте на буке. Таких серьезных проблем не будет.

Читал как рассчитать шаг для чистовой обработки понял следующее:
Диаметр наконечника нужно поделить на 10 и получается шаг.
Т.Е. если диаметр наконечника сферической фрезы 2мм то шаг будет составлять всего лиш 0,2мм.

Пробовал не плохо получается, но у меня фрезы конические.

5

Re: Гравировка барельефов на дереве

Благодарю за совет anatoly. Про шаг могу сказать рекомендовано ставить 10% ArtCam сам рассчитает в мм в зависимости от параметров фрезы. На счёт бука, да на нём должно классно получиться. Чем плотнее дерево там должно быть качественней. http://tree-forest.ru/classification/plotnost-dereva/ По ссылке можно посмотреть плотности древесины. Ещё поспрашивал людей занимающихся ручной резьбой по дереву. Они сказали что ель совсем не подходит для работ такого характера. Ель очень мягкая порода. Нужно брать твёрдые породы такие как: дуб, ясень, кедр, берёза, груша, акация, бук, палиссандр и гивея.
Так что буду пробовать.

6

Re: Гравировка барельефов на дереве

У меня на буке вот чего выходит. Герб моя работа.

http://777russia.ru/forum/viewtopic.php?id=362

7

Re: Гравировка барельефов на дереве

Я нашёл заготовку из берёзы, размером 220*150*10 мм. Закрепил заготовку на фрезере опять волокнами вдоль оси ОХ.
Фрезы использовал те же, настройки в ArtCam такие же. Черновой вариант получился намного лучше, но все равно ворс был.
Затем поставил чистовую обработку. От гравировал 10 мм. Увидел что история повторяется. Половина нормально, а вторая половина ворсит очень сильно.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/671572968.jpg?1431305202

8

Re: Гравировка барельефов на дереве

Делайте лучше из Бука.
Для начала материал не прихотливый, доступный, и прощает множество ошибок.

9

Re: Гравировка барельефов на дереве

Пришлите модель, я попробую сделать, и пришлю готовый вариант.

10 (2015-05-12 03:14:53 отредактировано msisaevs)

Re: Гравировка барельефов на дереве

Благодарю за предложение, но я ради экспериментов и хочу добиться результата сам. Собственно у меня это получилось.
Я взял  заготовку берёза, как в предыдущем опыте. заготовку разместил перпендикулярно оси ОХ. Фрезу использовал коническую сферическую 6R0.25. метод обработки по прежнему растр. шаг 10%
Гравировал в один проход. Время гравировки составило почти 7 часов. Но качество всё равно не впечатлило. В некоторых местах, а именно на левой части герба и на листьях в венке и на буквах есть ворс. И его достаточно много.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/391833696.jpg
Попробовал на испорченной заготовке, берёзе, поперек волокон, конической фрезой с плоской пяткой 0.1 сразу чистовую обработку. Качество получилось на много лучше, чем сферической фрезой. и доска как полированная и вообще никакого ворса.
Так что буду дальше эксперементировать.

11

Re: Гравировка барельефов на дереве

msisaevs пишет:

Благодарю за предложение, но я ради экспериментов и хочу добиться результата сам. Собственно у меня это получилось.

Очень красиво и качественно как для березы!!!!

12

Re: Гравировка барельефов на дереве

После доработки барельефа в ручную, удалось убрать все косячки. И вот что получилось.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/610197290.jpg

13

Re: Гравировка барельефов на дереве

Пробовал интересный барельеф размером 140*167 мм глубиной 8 мм.
Использовал уже привычную заготовку берёза (Я покупаю разделочную доску производства Китай. На этикетке написано страна производитель Китай, состав береза, не впитывает влагу, натуральный материал). Коническая сферическая фреза с такими же параметрами. Первый проход ставил скорость в NCStudio 10%, после увеличивал до 100%. Скорость работы конечно впечатляет. Всё изделие гравировалось 3 часа 10 минут. Но всё равно мелкий ворс был. И опять потратил немного времени для ручной обработки. Мне кажется что дело либо в заготовке либо в фрезе. Эксперимента ради хочу награвировать два одинаковых барельефа, по прежнему на такой же березе, первый вариант конической сферической фрезой, второй вариант сначала черновой проход цилиндрической, а затем чистовой проход конической с пяткой 0.1. Посмотреть разницу в качестве. Если по прежнему будет ворсить, наверно нужно будет пробовать другой материал. Вот фотографии готового изделия,покрытого акриловым глянцевым лаком на 2 слоя.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/687969632.jpg

14

Re: Гравировка барельефов на дереве

Ещё одно изделие.
Размер 200*250 глубина рельефа 15 мм. Заготовка береза. Фрезу использовал как и прежде коническая сферическая 6R0.5 Резал в один проход. Время работы станка 6 часов.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/639676881.jpg

15

Re: Гравировка барельефов на дереве

Делал интересную работу, нужно было по фотографии отрисовать рельефный портрет и награвировать на дереве размером 187*220*13.5 мм.
Я использовал ту же фрезу и те же настройки. Дерево использовал такую же заготовку, разделочная доска клееная из берёзы. Показал заготовку знакомым резчикам по дереву, они сказали что 3 из 4 вставок это берёза гнилая, а одна вставка это тик тоже подгнивший. И объяснили, если срез дерева имеет жёлтый оттенок, то это подгнившее дерево и его не желательно использовать для изделий. Так как не известно как поведет себя гнилушка под фрезой. Затем я немного отполировал заготовку маникюрным электронным набором и залакировал акриловым глянцевым лаком на два слоя, и вот результат работы:
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/417995462.jpg
Время отрисовки макета по фотографии заняло 7 дней.
Время работы станка 4 часа 30 минут.

16

Re: Гравировка барельефов на дереве

Очень даже не дурно.

17

Re: Гравировка барельефов на дереве

лучше бы смотрелось если сделать багет отдельно заводской

18

Re: Гравировка барельефов на дереве

Я гравировал ещё один фамильный герб. размеры изделия 145*165 мм глубина рельефа 8 мм. Дерево: кедр. Черновая обработка делалась в 3 прохода концевой фрезой. Чистовой обработка делалась конической плоской фрезой змейкой в 1 проход.
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/176799195.jpg

19

Re: Гравировка барельефов на дереве

Очередная работа. Гравировал на липе медали. две стороны. затем склеивал клеем моментом для дерева. И после покрывал лаком. Диаметр модели 50мм
http://marktech.3dn.ru/_ph/1/862768071.jpg

20

Re: Гравировка барельефов на дереве

besweet пишет:

лучше бы смотрелось если сделать багет отдельно заводской

Да на счет отдельного багета была идея. Да, скорее всего будет на много лучше смотреться. Но было решено пока сделать такой вариант. Думаю в дальнейшем можно будет сделать композитные изделия. гравировка по частям на разных материалах и их компоновка.

21

Re: Гравировка барельефов на дереве

отлично получился герб

22

Re: Гравировка барельефов на дереве

Хорошая инфа для начинающих....спасибо!!!

23

Re: Гравировка барельефов на дереве

msisaevs, спасибо, что делитесь. Сейчас делаю первые шаги и тоже наступаю на все эти грабли. Так что интересно было почитать.
Мягкое дерево, которое покрывается ворсом отлично (относительно) получилось обработать фрезой со сферическим кончиком 1мм.
Где вы берете бук?
10% для прохода мне кажется очень мало. Мои заготовки с такой скоростью будут резаться вечность.
Какая у вас скорость подачи? Выяснил, что для моего станка (620х320 1.5кВт, тяжелый, блин) быстрее 600 мм/мин обрабатывать нельзя - остаются риски на поверхности (по зэт начинает гулять).
На каких оборотах режете? У меня 12 тыс.

24

Re: Гравировка барельефов на дереве

И как называется коническая фреза со сферическим кончиком? По-нашему морковка. Как ее найти на ебее?

25

Re: Гравировка барельефов на дереве

lapushkazaika пишет:

msisaevs, спасибо, что делитесь. Сейчас делаю первые шаги и тоже наступаю на все эти грабли. Так что интересно было почитать.
Мягкое дерево, которое покрывается ворсом отлично (относительно) получилось обработать фрезой со сферическим кончиком 1мм.
Где вы берете бук?
10% для прохода мне кажется очень мало. Мои заготовки с такой скоростью будут резаться вечность.
Какая у вас скорость подачи? Выяснил, что для моего станка (620х320 1.5кВт, тяжелый, блин) быстрее 600 мм/мин обрабатывать нельзя - остаются риски на поверхности (по зэт начинает гулять).
На каких оборотах режете? У меня 12 тыс.

Я на буке ни разу не работал, в интернете знатоки пишут что классно получается на твердых породах, бук/дуб/берёза.
У меня коническая сферическая фреза 0,5 мм радиус, для такой фрезы 10% шаг само то. Фреза эта называется 6R0.5. эта фреза позволяет за проход до 30 мм по Z резать.
скорость подачи 50 мм/сек
скорость врезания 20 мм/сек
Режу на 21000 об/мин и не замарачиваюсь с этим параметром, хотя наверно нужно поэксперементировать.
по скорости: изделие 210*140*18 мм ровно 4 часа, на липе.